Monday, February 10, 2014

Евгений Янушевич, появление на свет



Женя Янушевич родился в городе Пушкине 24 сентября 1948 года. Роддом находился на ул.Маяковского, 14 (теперь - Павловское шоссе) в здании бывшего родильного приюта Дрожжиной. Его мама – Зоя Васильевна Янушевич, бабушка – Наталья Васильевна Янушевич и младшая сестра Маргарита, у которой уже был сын Георгий (1946 г. рождения).

Вот этот роддом. Я помню, как родился Женя и как мы стояли под окнами второго этажа и разговаривали с тетей Зоей, "у которой родился мальчик".
Это письма (записки) Наталии Васильевны Янушеевич своей дочери Зое Янушевич, у которой родился сын и которая находилась еще в роддоме.

24/IX (1948)

Здравствуй, дорогая Зоюшка!
Поздравляю тебя! Наконец-то все разрешилось. Ну и порядки же в этой больнице! Ведь я сегодня была в больнице в 5 часов дня, и мне сказали, что ты еще не родила, а только собираешься. Я себе представляла все пытки таких продолжительных мучений, очень волновалась, ходила с Жоржиком под окнами, звала "Зоя!" и, не получив никакого ответа, усталая, убитая горем, возвратилась домой. По дороге еще Нордман (царица цветов) спросила, как Зоя Васильевна. Я ей буркнула, что еще нет ничего, и ушла. Когда я возвратилась домой, то в комнату ворвалась Рита и начала меня поздравлять с внуком. Я прямо-таки не поверила ей. Оказывается, она была в одно время со мной (приехала из Ленинграда и прямо к тебе), но зашла с другого входа. А я была в приемной.

Ну как я рада, что все благополучно кончилось. И рада, что сын. Ведь ты так об этом мечтала! Но какой он? Белый или черный, на кого похож? Ну, теперь мы облегченно вздохнем, а ты там поправляйся, будь спокойна, пиши, что можно кушать, мы принесем. Сегодня я успела только молоко, батон и сахар. т.к. некому купить. Я сегодня не пошла на работу. Не знаю, что мы будем дальше делать. Завтра Рита, видно, не поедет. За эти дни надо подыскать человека.
Ну, будь здорова, целую тебя и кроху. Завтра придем.
Мама.

***********************
(Без даты, скорее всего 25 сентября 1948 г.)

Здравствуй, дорогая Зоечка!
Итак, все тебя поздравляем и крепко-крепко целуем. Я очень рада, что мальчик. Ты еще не видела, какой он? Интересно, что Жоржик тоже весил 3 кг 100 гр. Чиженька, как ты себя чувствуешь? Я вчера приехала и побежала сразу к тебе прямо в отделение, а бабушка только что была в справочном, и там еще не было ничего известно, т.ч. я пришла домой и успокоила бабу. По дороге встретила Евгению Сергеевну [наша соседка] и Валичку, и этого было достаточно.

Сегодня я дома. Жоржик тебя сегодня звал во сне, он всем рассказывает, что у тети «вава». Я ему купила книжку про солнечных зайчиков, и он все время читает. Чиж, пиши, как ты себя чувствуешь? Когда тебя ждать? Скорей домой. Целуем, Рита и Жоржик
Спешим к тебе. Напиши сразу и передай.

25/IX (1948)
Дорогая Зоинька!
Получили твои письма (сразу два). Так значит, ты родила еще в 10 часов утра. Почему же мне в 5 часов вечера сказали, что еще не родила? Вот такие порядки у них.
Я пришла в перерыв и как раз застала Риту, она только что возвращалась из больницы. Я купила кое-что для тебя. Завтра принесу тебе покушать, нажарю котлет. Я хотела идти, но Рита не советует, говорит, что кушать тебе есть что, и к тебе все равно не пустят.

Поправляйся, очень хочется увидеть нового (?"героя") Как у тебя с кормлением, все ли в порядке?
Я Жоржику все время рассказываю о его новом братике. Он на меня смотрит большими глазами, и на вопросы, будешь ли качать, одевать, отвечает "да".
В общем, два Жоржика.
Так ты говоришь армянин!! Лишь бы в хорошем издании. Очень хотим его видеть. Ты там рано не поднимайся, а то будет живот большой, выполняй предписания врача. (?Букет) мы приготовим. А пока будь здорова. Крепко целуем. Мама и все.
Жоржик по ночам зовет "(неразб., очевидно слова на детском языке)"


26/IX (1948)

Дорогая Зоечка!
Как здоровье? Напиши пару слов. У нас все по-старому. Няни нет, не знаю, как быть завтра. Евгения Сергеевна обещала уговорить какую-то знакомую.
Сегодня проснулась, и лежа в постели придумывала имя. Жоржика спросили, как назвать братика, так он сказал "Толиком". И как мы ни уговаривали назвать Сережа, Миша, Саша, он на своем - "Нет, Толя". Как же живет этот "Сережа - Толя" и т.д. мальчик? Кормишь ли его? Начинай.
Сейчас Рита и Жора ушли на базар, а я готовлю обед. Пиши, что нужно.
Привет от Ляли, Евгении Сергеевны [это наши соседи].

27/IX (1948)

Дорогая Зоечка!
Как здоровье? Как себя чувствуешь, как мальчик? Вчера была Евгения Сергеевна вечером, придумывали имена, но ни на одном не остановились. Посылаю тебе список.
У нас сегодня уже работает женщина. Простая, деревенская, без претензий, скромная, производит хорошее впечатление. С Жоржиком обращается хорошо, он с ней тоже. Но только беда: у нее негде жить. Я взяла на неделю до твоего приезда. Если понравится,  может быть мы возьмем ее на твою жилплощадь. Ночевать будет пока в кухне, до холодов, а там, очевидно, придется брать в комнату. Но только пропишут ли?
Условия ее - 100 рублей в месяц. Сегодня тебе не знаю, что и передавать. Несу немного молока и масла. Завтра принесу что-нибудь более существенное. Пиши, что именно.
Ну, будь здорова, спешу к тебе, а потом в школу. Целую, мама.
Варвару Ивановну не видела.
**************************************
К письмам приложена выписка из Ч.Диккенса, сделанная Зоей уже позже, судя по почерку.

"Восхитительное и прекрасное свойство нашей природы: когда мирное счастье или нежные чувства растрогали и смягчили сердце, память об умерших близких овладевает им неудержимо и властно".

Женя в коляске:
 Женя в дворе нашего дома, июль 1949 г.:

Женя с мамой около нашего дома (Пушкин, Московское шоссе, 33):


Websites Hits

No comments: